В детстве я любил вьюнок больше всех цветов

Огород и прочее

17.11.2018 admin Комментарии Нет комментариев

Нина Михайловна Павлова (1897 – 1973) — доктор биологических наук, ботаник — исследователь, привыкший говорить с природой языком опытов и наблюдений, размышлять над их результатами и всегда искать новое, неизведанное. Много лет назад она поставила перед собой еще одну задачу: приобщать детей с самого раннего возраста к пониманию природы.

Она позвала их в лес, на луг, к ручью сказкой, маленьким рассказом, позвала словами, которые ребятам близки и понятны. Пусть ребёнок подивится цветку, поникшему перед дождём, жучку, пробирающемуся в цветок за нектаром, пусть разглядит чудеса окружающего мира и сделает в нём собственные открытия.

Ещё в тридцатые годы молодой учёный Н. М. Павлова принесла свои первые рассказы о природе известному писателю-биологу Виталию Бианки. Он одобрил их. Потом Нина Михайловна написала много книжек, рассказов и сказок для детей: «Селагинелла — дитя пустыни», «Не так, как в сказке», «У всякой пташки свои замашки», «Живая бусинка», «Разными глазами», «Зимние гости», «Не видели — увидим» и другие.

Произведения Н. М. Павловой написаны так живо, что читатель видит себя самого рядом с героями книжки в лесу, в поле, на речке. Читатель учится наблюдать, находить ответы на множество вопросов, разгадывать маленькие и большие тайны природы. Раскрыть их, понять — занятие удивительно интересное. Ведь что замечательно: разберёшься в одном событии, раскроешь какой-то маленький секрет, а за ним сейчас же встаёт новый вопрос, ещё и ещё загадка!

Светлая радость от узнавания неизвестного захватывает ребёнка, он хочет идти дальше, и автор готов помочь ему, натолкнуть на то или другое, на первый взгляд малозначительное происшествие, которое и будет началом нового поиска.

«Загадки цветов», последняя книжка Н. М. Павловой, учит читателей бережно относиться к каждому живому существу. Вместе с ребёнком автор удивляется и радуется, смотрит на мир его глазами и потому видит в природе то, что может быть скрыто от других. Вот почему Н. М. Павлова пишет естественно, правдиво и поэтично.

Юного читателя непременно увлечёт жизнь растений, он сам поставит вопросы и пойдёт за ответом к растениям или посоветуется с учителем, поговорит с товарищами. А может быть, этого и не случится. Но он обязательно почувствует, что прочитанная книжка зовёт его в мир неизвестного, в мир загадок природы.

Когда я была маленькой, я очень хотела поехать на остров Мадагаскар. Какие там удивительные деревья, какие цветы! Я их видела на картинках в маминой книжке. Одно особенно запомнила — называется дерево путешественников. А на вид — даже не дерево, а будто огромный павлин распустил свой разноцветный хвост. Вот бы приехать и разочек хотя бы взглянуть на него. Я даже завидовала тем девочкам, которые всё время на Мадагаскаре живут.

А теперь я знаю: здесь, у нас, тоже много всяких необыкновенных растений. Только надо уметь их заметить. Мне хорошо — меня мама учит, она у меня ботаник.

Вот уже второй год я веду наблюдения за полевыми цветами. По всем правилам наблюдаю. Мы летом живём с мамой в посёлке, рядом с опытной станцией, где она работает. Мама с утра до вечера пропадает на своих делянках. А папа у нас геолог, как лето — он в экспедицию уезжает, так уж им полагается, геологам. В общем, остаюсь я дома одна, только мне не скучно. Гляжу за цветами, всё, что узнаю, записываю и зарисовываю в тетрадку. Это мама мне так посоветовала.

Вы думаете: ну что там простой цветок? Вот ромашка какая-нибудь. Ну, стебель, лепестки — кто этого не знает? А приглядишься — у каждого цветка столько загадок! Некоторые даже мама разгадать не смогла.

И вот как получается: чем больше узнаёшь, тем больше вопросов появляется, тем больше узнать хочется. И так без конца!

Давайте я вам по порядку всё расскажу.

Это ботаники её так называют, по-научному. А если просто — все зовут её гвоздичкой. И все, наверное, её знают: маленькая, аленькая, с пятью лепестками.

А где растёт — знаете? Чаще всего на холмиках, на сером сухом песке.

Скажете, скучное место? Так ведь гвоздичка — невеличка, в густой траве легко затеряется. А на холмике она у всех на виду, кому надо, сразу найдёт.

Вот и я сразу её увидела. Пристроилась рядом, растянулась на животе, взяла лупу — и стала рассматривать цветок.

Цветок у гвоздики — звёздочка. Лепестки продолговатые, почти треугольные, все в сборочках, а на верхушках с зубчиками. Зубчики острые и все разные: и побольше, и поменьше, и пошире, и поуже. Это хорошо. Не люблю, когда все по одной мерке.

Читать еще:  Как приготовить манник на кефире в духовке

А раскрашены лепестки у гвоздики просто замечательно: на концах — розовые, а ближе к середине — все в белых веснушках, будто кто-то отмывал розовую краску кончиком кисточки. А ещё дальше через лепесток пробегает тёмная полоска, как молния: вверх-вниз, вверх-вниз.

Из середины цветка выглядывают тычинки. Ножки у них розовые, а головки фиолетовые. Интересно, сколько в цветке тычинок? Стала считать: в одном — три, в другом — пять, а из третьего торчат целых восемь!

Рассказала маме, а она говорит:

— Да, Ната, это загадка. А отгадку поищи в середине цветка, за лепестками.

И мама подарила мне свою новую иглу с деревянной ручкой. Это замечательный инструмент! Такой иглой можно подрезать в цветке всё, что угодно.

Я сорвала гвоздику со стебельком, подрезала и удалила чашечку, оборвала лепестки, и вот открылась самая середина цветка.

Как вы думаете, сколько оказалось в цветке тычинок? Десять! И растут они в три этажа. Вот какая пряталась в серединке цветка отгадка! И теперь я поняла: это её тычинки на работу друг за другом выходят, по очереди.

На тычинках пыльники прикреплены, словно качельная доска. А зачем?

Не могу догадаться! Стала пестик рассматривать. Очень хорошее устройство. Торчит он будто из какой-то зелёной рюмки, а там, внутри, что-то блестит, переливается. Мне уже мама объясняла, что это нектар, очень сладкий напиток, чтобы насекомых приманивать. Они гвоздике очень нужны. Зачем? Погодите — расскажу.

Пестик у гвоздики очень интересный. Завязь у него длинная, узкая, а два пушистых столбика на верхушках скручены между собой, как верёвочка. Неужели они никогда и не расцепляются? Посмотрю-ка в другом цветке. Разошлись! Но верхушки у них так и остались завитушками.

Знаю, эти завитушки — рыльца. Ниже столбики согнуты, получается вроде щипцов, которыми в булочных берут пирожные. Но зачем гвоздике такие щипцы?

И вот вижу, подлетела к гвоздике маленькая, толстенькая, лохматая бабочка. Думаю: «Сейчас бабочка нырнёт в трубочку цветка». А она и не собирается. Сидит себе и хоботок развёртывает. Он у неё как спираль закручен. Развернула она свой хоботок и опустила в цветок, как ведро в колодец. Сама сосёт, а голову не опускает. А пыльники-то как раскачались! И всю свою пыльцу раскидали. Куда? Да на бабочкину голову! Ведь гвоздике только этого и надо. Так вот зачем качаются качели!

Гляжу, бабочка уже порхает над другим цветком. Я туда. Подкралась и наблюдаю. Бабочка села на лепесток и просунула голову в просвет между столбиками, а он как по заказу — точь-в-точь для бабочкиной головы. Бабочка сосёт нектар, а на усиках пыльца с первого цветка. Значит, вот сейчас этот цветок и опыляется. А потом, глядишь, вырастет плод, будут семена.

В детстве я любил вьюнок больше всех цветов

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 588 311
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 545 961

Нина Михайловна Павлова (1897 – 1973) — доктор биологических наук, ботаник — исследователь, привыкший говорить с природой языком опытов и наблюдений, размышлять над их результатами и всегда искать новое, неизведанное. Много лет назад она поставила перед собой еще одну задачу: приобщать детей с самого раннего возраста к пониманию природы.

Она позвала их в лес, на луг, к ручью сказкой, маленьким рассказом, позвала словами, которые ребятам близки и понятны. Пусть ребёнок подивится цветку, поникшему перед дождём, жучку, пробирающемуся в цветок за нектаром, пусть разглядит чудеса окружающего мира и сделает в нём собственные открытия.

Ещё в тридцатые годы молодой учёный Н. М. Павлова принесла свои первые рассказы о природе известному писателю-биологу Виталию Бианки. Он одобрил их. Потом Нина Михайловна написала много книжек, рассказов и сказок для детей: «Селагинелла — дитя пустыни», «Не так, как в сказке», «У всякой пташки свои замашки», «Живая бусинка», «Разными глазами», «Зимние гости», «Не видели — увидим» и другие.

Произведения Н. М. Павловой написаны так живо, что читатель видит себя самого рядом с героями книжки в лесу, в поле, на речке. Читатель учится наблюдать, находить ответы на множество вопросов, разгадывать маленькие и большие тайны природы. Раскрыть их, понять — занятие удивительно интересное. Ведь что замечательно: разберёшься в одном событии, раскроешь какой-то маленький секрет, а за ним сейчас же встаёт новый вопрос, ещё и ещё загадка!

Светлая радость от узнавания неизвестного захватывает ребёнка, он хочет идти дальше, и автор готов помочь ему, натолкнуть на то или другое, на первый взгляд малозначительное происшествие, которое и будет началом нового поиска.

«Загадки цветов», последняя книжка Н. М. Павловой, учит читателей бережно относиться к каждому живому существу. Вместе с ребёнком автор удивляется и радуется, смотрит на мир его глазами и потому видит в природе то, что может быть скрыто от других. Вот почему Н. М. Павлова пишет естественно, правдиво и поэтично.

Читать еще:  Как заманить чужих пчел в свой улей

Юного читателя непременно увлечёт жизнь растений, он сам поставит вопросы и пойдёт за ответом к растениям или посоветуется с учителем, поговорит с товарищами. А может быть, этого и не случится. Но он обязательно почувствует, что прочитанная книжка зовёт его в мир неизвестного, в мир загадок природы.

КАК ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Когда я была маленькой, я очень хотела поехать на остров Мадагаскар. Какие там удивительные деревья, какие цветы! Я их видела на картинках в маминой книжке. Одно особенно запомнила — называется дерево путешественников. А на вид — даже не дерево, а будто огромный павлин распустил свой разноцветный хвост. Вот бы приехать и разочек хотя бы взглянуть на него. Я даже завидовала тем девочкам, которые всё время на Мадагаскаре живут.

А теперь я знаю: здесь, у нас, тоже много всяких необыкновенных растений. Только надо уметь их заметить. Мне хорошо — меня мама учит, она у меня ботаник.

Вот уже второй год я веду наблюдения за полевыми цветами. По всем правилам наблюдаю. Мы летом живём с мамой в посёлке, рядом с опытной станцией, где она работает. Мама с утра до вечера пропадает на своих делянках. А папа у нас геолог, как лето — он в экспедицию уезжает, так уж им полагается, геологам. В общем, остаюсь я дома одна, только мне не скучно. Гляжу за цветами, всё, что узнаю, записываю и зарисовываю в тетрадку. Это мама мне так посоветовала.

Вы думаете: ну что там простой цветок? Вот ромашка какая-нибудь. Ну, стебель, лепестки — кто этого не знает? А приглядишься — у каждого цветка столько загадок! Некоторые даже мама разгадать не смогла.

И вот как получается: чем больше узнаёшь, тем больше вопросов появляется, тем больше узнать хочется. И так без конца!

Давайте я вам по порядку всё расскажу.

Это ботаники её так называют, по-научному. А если просто — все зовут её гвоздичкой. И все, наверное, её знают: маленькая, аленькая, с пятью лепестками.

А где растёт — знаете? Чаще всего на холмиках, на сером сухом песке.

Скажете, скучное место? Так ведь гвоздичка — невеличка, в густой траве легко затеряется. А на холмике она у всех на виду, кому надо, сразу найдёт.

Вот и я сразу её увидела. Пристроилась рядом, растянулась на животе, взяла лупу — и стала рассматривать цветок.

Цветок у гвоздики — звёздочка. Лепестки продолговатые, почти треугольные, все в сборочках, а на верхушках с зубчиками. Зубчики острые и все разные: и побольше, и поменьше, и пошире, и поуже. Это хорошо. Не люблю, когда все по одной мерке.

А раскрашены лепестки у гвоздики просто замечательно: на концах — розовые, а ближе к середине — все в белых веснушках, будто кто-то отмывал розовую краску кончиком кисточки. А ещё дальше через лепесток пробегает тёмная полоска, как молния: вверх-вниз, вверх-вниз.

Из середины цветка выглядывают тычинки. Ножки у них розовые, а головки фиолетовые. Интересно, сколько в цветке тычинок? Стала считать: в одном — три, в другом — пять, а из третьего торчат целых восемь!

Рассказала маме, а она говорит:

— Да, Ната, это загадка. А отгадку поищи в середине цветка, за лепестками.

И мама подарила мне свою новую иглу с деревянной ручкой. Это замечательный инструмент! Такой иглой можно подрезать в цветке всё, что угодно.

Я сорвала гвоздику со стебельком, подрезала и удалила чашечку, оборвала лепестки, и вот открылась самая середина цветка.

Как вы думаете, сколько оказалось в цветке тычинок? Десять! И растут они в три этажа. Вот какая пряталась в серединке цветка отгадка! И теперь я поняла: это её тычинки на работу друг за другом выходят, по очереди.

На тычинках пыльники прикреплены, словно качельная доска. А зачем?

Не могу догадаться! Стала пестик рассматривать. Очень хорошее устройство. Торчит он будто из какой-то зелёной рюмки, а там, внутри, что-то блестит, переливается. Мне уже мама объясняла, что это нектар, очень сладкий напиток, чтобы насекомых приманивать. Они гвоздике очень нужны. Зачем? Погодите — расскажу.

Пестик у гвоздики очень интересный. Завязь у него длинная, узкая, а два пушистых столбика на верхушках скручены между собой, как верёвочка. Неужели они никогда и не расцепляются? Посмотрю-ка в другом цветке. Разошлись! Но верхушки у них так и остались завитушками.

Знаю, эти завитушки — рыльца. Ниже столбики согнуты, получается вроде щипцов, которыми в булочных берут пирожные. Но зачем гвоздике такие щипцы?

Читать еще:  До скольки градусов можно держать картошку на балконе

И вот вижу, подлетела к гвоздике маленькая, толстенькая, лохматая бабочка. Думаю: «Сейчас бабочка нырнёт в трубочку цветка». А она и не собирается. Сидит себе и хоботок развёртывает. Он у неё как спираль закручен. Развернула она свой хоботок и опустила в цветок, как ведро в колодец. Сама сосёт, а голову не опускает. А пыльники-то как раскачались! И всю свою пыльцу раскидали. Куда? Да на бабочкину голову! Ведь гвоздике только этого и надо. Так вот зачем качаются качели!

Гляжу, бабочка уже порхает над другим цветком. Я туда. Подкралась и наблюдаю. Бабочка села на лепесток и просунула голову в просвет между столбиками, а он как по заказу — точь-в-точь для бабочкиной головы. Бабочка сосёт нектар, а на усиках пыльца с первого цветка. Значит, вот сейчас этот цветок и опыляется. А потом, глядишь, вырастет плод, будут семена.

“Я с детства не любил овал…” и “Я с детства полюбил овал…”

На это небольшое размышление меня сподвигла запись в живом журнале одного из моих виртуальных знакомых. В записи той было сказано: “Помню, как параллельный класс писал сочинение, году в 89м. Темы сочинения не было, было два эпиграфа. Из Когана – “Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал”. И из Коржавина – “Я с детства полюбил овал за то, что он такой законченный”. Вам строчки Когана ближе?” Чтобы ответить на этот вопрос – я разыскала оба стихотворения…

В 1936 году 18-летний Павел Коган написал стихотворение “Гроза”. Это как раз тот возраст, когда в жизни всё хочется ощущать, как можно острее, особенно, пожалуй, в эпоху перемен в стране – в предвкушении новых свершений, к которым хочется быть причастным.

Гроза

Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
Далёко, может быть, в края,
Где девушка живет моя.
Но, сосен мирные ряды
Высокой силой раскачав,
Вдруг задохнулась и в кусты
Упала выводком галчат.
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь.
И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!

А через 8 лет, в 1944, 19-летний Наум Коржавин, взяв эпиграфом к своему стихотворению последние две строчки из стихотворения Когана, написал другие строки. Настроение строк Коржавина совсем другое, чем у строк Павла Когана. Нет той юношеской восторженности, стремительности, и жажды грозы…

* * *
Я с детства не любил овал,
Я с детства угол рисовал.

Меня, как видно, Бог не звал
И вкусом не снабдил утонченным.
Я с детства полюбил овал,
За то, что он такой законченный.
Я рос и слушал сказки мамы
И ничего не рисовал,
Когда вставал ко мне углами
Мир, не похожий на овал.
Но все углы, и все печали,
И всех противоречий вал
Я тем больнее ощущаю,
Что с детства полюбил овал.

Из статьи И.И. Когана:

“Несмотря на раннее политическое “прозрение”” Н.Коржавина, стихотворение об овале, которое он написал в 1944 году и в котором полемизирует с Павлом Коганом и его знаменитой формулой (“Я с детства не любил овал – я с детства угол рисовал”), – осталось его программным произведением. Это эстетическая программа поэта, тесно связанная с его социально-политическими воззрениями. (текст стихотворения см. выше)

Стихотворение это, конечно же, о любви к гармонии; оно – об обострённости восприятия всех болей и бед мира, которая лишь подчеркивается любовью к овалу.

Уже в 1990 году Н.Коржавин сказал, что стихи становятся поэзией, если “они прорываются к гармонии через дисгармонию бытия”. Так сомкнулись теоретическая установка и поэтический манифест почти полувековой давности, подчеркнув верность поэта единожды обретенным эстетическим принципам”

От себя замечу – что несмотря на такой манифест – стихи Коржавина далеко не всегда запечатлевали гармонию. Иногда он даже высказывался, призывая к протесту: “А может, пойти и поднять восстание . ”

Что ближе мне? По моим 18-19 летним ощущениям – “Гроза” Когана, конечно. Да и, пожалуй, по совести, при всём нынешнем стремлении к коржавинской гармонии, очень хочется иногда внутренней “грозы” – какой-то встряски для собственной души, после которой порой гармония тоже приобретает новое качество. И для окружающих часто хочется “грозы” – встряхнуть, показать – сколько всего в этом мире есть удивительного, что можно жить как-то иначе – ярче, насыщеннее, глубже, осмысленнее… и гармоничнее…

Источники:

http://ogorod.ahuman.ru/v-detstve-ja-ljubil-vjunok-bolshe-vseh-cvetov/

http://www.litmir.me/br/?b=556987&p=9

“Я с детства не любил овал…” и “Я с детства полюбил овал…”

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector