В шестидесятые годы поселился я в деревне

В. Высоцкий — Пародия на плохой детектив

Опасаясь контрразведки, избегая жизни светской,
Под английским псевдонимом «мистер Джон Ланкастер Пек»,
Вечно в кожаных перчатках, чтоб не сделать отпечатков,
Жил в гостинице «Советской» несоветский человек.

Джон Ланкастер в одиночку, преимущественно ночью,
Чем-то щелкал, в чем был спрятан инфракрасный объектив.
А потом в нормальном свете, представало в черном цвете
То, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив.

Клуб на улице Нагорной стал общественной уборной,
Наш родной центральный рынок стал похож на грязный склад.
Искаженный микропленкой, ГУМ стал маленькой избенкой.
И уж вспомнить неприлично, чем предстал театр МХАТ.

Но работать без подручных может грустно, может скучно,
Враг подумал, враг был дока, написал фиктивный чек,
И, где-то в дебрях ресторана, гражданина Епифана
Сбил с пути и с панталыку несоветский человек.

Епифан казался жадным, хитрым, умным, плотоядным,
Меры в женщинах и в пиве он не знал и не хотел.
В общем, так: подручный Джона был находкой для шпиона.
Так случиться может с каждым, если пьян и мягкотел.

Вот и первое заданье: в 3.15, возле бани,
Может раньше, может позже остановится такси,
Надо сесть, связать шофера, разыграть простого вора,
А потом про этот случай раструбят по Би-Би-Си.

И еще: оденьтесь свеже и на выставке в Манеже
К вам приблизится мужчина с чемоданом. Скажет он:
«Не хотите ли черешни?» Вы ответите: «Конечно»
Он вам даст батон с взрывчаткой, принесете мне батон.

А за это, друг мой пьяный, – говорил он Епифану, –
Будут деньги, дом в Чикаго, много женщин и машин..
Враг не ведал, дурачина: тот, кому все поручил он,
Был чекист, майор разведки и прекрасный семьянин.

Да, до этих штучек мастер этот самый Джон Ланкастер,
Но жестоко просчитался пресловутый мистер Пек.
Обезврежен он и даже он пострижен и посажен,
А в гостинице «Советской» поселился мирный грек.

««« Пародия – Песня о любви к Родине »»»

Патриот России редкий, ас промышленной разведки
(Под любой секрет военный ключ умело подбирал) –
Был при царственной персоне на туманном Альбионе
Наш Матвей Иваныч Платов, храбрый русский генерал.

И с царём и в одиночку он ходил и днём и ночью
По музеям и заводам, где и тырил чертежи,
Но твердил в любой беседе, на фуршете ль, на обеде:
«Ваши люди лишь не плохи, а вот наши – хороши!»

Как английский люд не бился – ничему не удивился,
Чем немало озадачил их научный коллектив,
И презент, блоху стальную, осмеял, как хрень чудную,
Мелкоскоп в карман, однако, для комплекта прихватив.

«Где найти таких засранцев, опозорить чтоб британцев. »
Платов думал. Платов – дока! Платов – это голова.
И когда в пути, под Тулой, подвернулся тип сутулый –
Он и был трудоустроен (правда, в матерных словах).

Этот тип казался хилым; простаком, но не дебилом;
Средь своих, родных и близких, назывался он Левшой.
В общем, так: за литр водки не найти ценней находки!
Так попасться может каждый, если поит чин большой.

Вот и первое заданье: «Англосаксам в назиданье
Ты с блохой придумай что-то, как мы можем на Руси –
Пусть в тоске дела бросают, локти пусть себе кусают,
А потом про этот случай раструбят по Би-Би-Си.

И ещё: надень тулупчик и в Британию, голубчик,
Вслед за мною собирайся – за разведчика сойдёшь.
Спросит кто: «Продать секреты?» – покупай, не жми монеты;
Если где чертёж добудешь – переправишь мне чертёж.

Читать еще:  Как правильно пересадить сливу осенью

Шаг за шагом, друг мой пьяный, в знаньях мы сотрём изъяны,
Просвещенная Россия в космос свой направит взор!»
Знал бы он, что в век ракетный наш народ такой же бедный,
И по снегу в сёлах дети по нужде бегут на двор.

Да, стратегом был, ребята, наш Матвей Иваныч Платов!
Чтил державы интересы, знал и помнил – что почём;
А сейчас продажной власти наплевать, какой ты мастер,
И, в итоге, те же ружья чистим тем же кирпичом.

ПОВТОРИМ ПУНКТУАЦИЮ

1. Совершенствовать пунктуационные навыки семиклассников; показать роль интонации, отмеченной на письме знаками препинания, в понимании смысла текста.

2. Оживить восприятие знаков препинания, показать необходимость их соответствия смыслу текста.

3. Углубить понятие о сходстве и различии сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

4. Совершенствовать навык самоконтроля.

1. Слово учителя с элементами беседы.

Сегодня на уроке мы повторим пунктуацию. Термин пунктуация встретился нам не в первый раз. Что он обозначает? (Это правила постановки знаков препинания и расстановка их в тексте.)

– Вы, я думаю, легко догадаетесь, что появилось раньше – знаки препинания или правила пунктуации. Люди постепенно изобретали знаки препинания. Они были разными, но все они должны были помогать лучше понимать текст. (Ученик читает отрывок из «Энциклопедического словаря юного филолога», сост. Панов М.В. М.: Педагогика, 1984. С. 245, 146.)

– Каким графическим знакам препинания посвящен текст?

– Зачем же нужны знаки препинания? (С их помощью легче понимать написанное, можно точнее выражать свои мысли и чувства на письме.)

– Что нам помогает правильно употреблять их?

– Прочитайте эту записку. Подумайте: какие затруднения должна была испытать девочка, читая послание подруги? Почему?

Мариночка приглашаю тебя на день рождения если хочешь помочь приходи пораньше часов в пять соберется вся наша компания тапочки свои не забудь подарок не обязателен фартук у меня есть до свидания Маша.

(Она могла не понять, в котором часу ей приходить, то ли приносить фартук, то ли нет, к которому часу соберутся гости, потому что Маша не поставила знаки препинания.)

3. Работа с текстом.

Долго можно смотреть на маленький ручей что вытекает из родника смотреть на игру журчащей воды слушать ее нежную песню. Но если родник и ручей благоустроены тобой радость испытываешь вдвойне.

А сделали ли вы и ваши товарищи радостный подарок людям? Чистые берега пруда обсаженные тополем и ивой подземные ключи превращенные в чистый колодец полезные и добрые дела школьников.

Дарите друг другу радость люди!

Задания и вопросы к тексту

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста:

прочитайте про себя;
определите главную мысль текста.

Какие предложения по цели высказывания и по интонации использовал автор?

Какие пунктуационные правила нужно применить, чтобы правильно записать предложения?

(Запятая при однородных членах предложения, запятая при обращении, запятые при причастном обороте, тире между подлежащим и сказуемым, запятые в сложном предложении.)

2. Запишите текст, расставляя знаки препинания. (Индивидуальные карточки со схемами слабым ученикам.)

3. Прочитайте текст вслух.

4. К какому стилю речи можно отнести текст? (Публицистическому.)

5. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

(Например, вытекает – гл. 1-го спр.; испытываешь – гл. 1-го спр., 2-го лица, ед. ч. и т.п.)

4. Работа с изречениями.

«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Паустовский)

«Патриотизм начинается с самого простого: с дерева возле дома, с переулочка, сбегающего вниз к речке, с запаха антоновских яблок или степной полыни». (И.Эренбург)

Читать еще:  Как правильно подготовить гладиолусы к хранению

«Будь мужчиной в учении, юноша! Твое достоинство – учиться в полную меру своих сил. Презирай лень мысли!» (В.Сухомлинский)

• Прочитайте изречения, записанные на доске. Обратите внимание на авторов высказываний. Какое из них связано с темой нашего урока?

• А какое – идейно перекликается с текстом «Дарите радость»?

• А для кого актуально третье изречение? Убедительно ли оно звучит?

• Объясните расстановку знаков препинания в этих изречениях.

• Данные высказывания включите в состав предложений с прямой речью и запишите. Вспомним о пунктуации при прямой речи. Хочу напомнить, как важно именно из уважения к автору высказывания не извратить содержание и оформление изречения, ибо каждый знак в нем значим.

5. А теперь обратимся к художественной литературе. (Текст у каждого ученика.)

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, | рассыпалась; клоками |
Повисла на суках дубов; |

Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

• Перед вами, ребята, текст. Представьте себе: ваш одноклассник, читая вслух отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», сделал паузы в выделенных строках так, как это отмечено в тексте чертами. Что нарушается таким чтением? Что чтец не принял во внимание? (Нарушен смысл, ученик не принял во внимание знаки препинания.)

• Докажите, что текст можно отнести к художественному стилю речи.

• Что помогает выразительно прочитать текст?

• Расставьте знаки препинания в первом предложении.

(Перед союзом и дети чаще ставят запятую, а у Пушкина стоит тире. Следует объяснить почему.)

– Ребята, А.С. Пушкин поставил тире, потому что тире требует более продолжительной паузы и указывает на неожиданный результат. Тире усиливает значение второй части сложного предложения. Этот текст вы запишете по памяти. На какие орфограммы нужно обратить внимание?

• Запись по памяти (можно части текста).

6. Коммуникативная ситуация.

• Составим схему первого предложения отрывка.

• Сравните это предложение с другим предложением из стихотворения А.С. Пушкина. Чем они различаются?

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

• Составим схему этого предложения (при разборе посоветуем детям заменить подчинительный союз синонимичным, чтобы лучше понять его значение).

• Используя схемы, ответьте на вопросы:

1) Чем различаются предложения?

2) В чем различие сочинительных и подчинительных союзов?

7. Пунктуационная задача.

1) Запишем предложение:

1. Ночью месяц тускл и поле сквозь туман уж серебрит. (М.Ю. Лермонтов)

Какое оно – сложное или простое?
Нужна ли запятая перед союзом и?
Подчеркните члены предложения.
А чем интересно следующее предложение?

2. Во тьме трепетно вспыхивали молнии и гремел гром.

(Оно сложное, но запятая в нем не нужна, потому что в начале предложения стоит общий второстепенный член предложения: Во тьме. С таким случаем вы встретитесь в девятом классе.)

8. Самостоятельная работа.

Из текста выпишите предложения с пропущенными знаками препинания.

В шестидесятые годы поселился я в деревне. Возле запущенной одичалой избы которую купил я по дешевке тесно росли друг друга затеняя черемухи. В них жил и каждую весну пел соловей.

Уж как хорошо было сердцу сладостно от пения залетного певуна!

По всей речке опоясанной белопенной лентой упоительно взахлеб подпевали нашему соловью собратья его.

Одной весной не слышно и не слышно нашего соловья. Я подумал что чистый слух певца обеспокоили мои частые гости. Улетел он вить гнездо в другое место.

– К какому выводу пришли мы с вами на уроке?

(Мы поняли, что очень важно правильно ставить знаки препинания, чтобы не исказился смысл высказывания. Сегодня мы повторили пунктуационные правила.)

Читать еще:  Как выглядят плоды лимонника

10. Домашнее задание.

Обратитесь к «Записке» (см. начало урока) и поработайте корректорами, специалистами по исправлению ошибок. Какой вариант записки соответствует авторскому замыслу? Узнайте также по словарю, чем по значению различаются слова компания и кампания.

Е.К. СПИРИНА,
пос. Авсюнино,
Орехово-Зуевский р-н,
Московская обл.

Жует скотина (Виктор Астафьев)

На углу моего палисадника давно, еще при заселении деревенской избы, посадил я золотошар. Но ни разу цветам, поднимающимся над штакетником, не удалось отцвести. Соседи у меня хорошие, трудолюбивые, они держат двух коров. Я беру у них молоко.

Соседские коровы, как только золотошар высунет свои празднично сияющие цветки за штакетник, идя с пастбища, полусонные, с полным выменем, неторопливо сворачивают с дороги и сжевывают цветы. Делают они это неторопливо, словно по обязанности, глядя в пространство. Сжевавши цветы, коровы задирают хвосты, шлепают возле ограды жидкие зеленые лепехи и следуют во двор, заранее для них раскрытый, на дойку, на покой следуют.

В шестидесятые годы поселился я в уральской деревне Быковке. Возле запущенной, одичалой избы, которую купил я по дешевке, тесно росли, друг друга затеняя и подавляя, черемухи.

В них, в черемухах, жил и каждую весну пел соловей.

Уж так хорошо было сердцу, сладостно от пенья этого залетного певуна. Обитатели моего домика не уставали слушать его с вечернего до ночного часа, когда и до утра.

По всей речке Быковке, как бы опоясанной белопенной вилючей лентой, упоительно, взахлеб подпевали нашему соловью собратья его.

Одной весною не слышно и не слышно нашего подоконного соловья. Я подумал, что певца выжили мои частые гости, тоже пробующие запеть по пьяному делу, чем оскорбляли его чистый слух, либо соседская хищница кошка спугнула, улетел он вить гнездо в другое место, скорее всего под гору к речке.

Но вот разогрелась весна, пышно и в то же время как бы потаенно в черемухах зацвели посаженные мною таежные цветы — марьины коренья. Я пошел подивиться на них, благодарно потрогать и погладить их теплой ладонью, и увидел в хламе прошлогодних листьев прикрытые севом черемушного цвета мокрые серенькие перышки.

Есть пагубная привычка у нашего соловья: чем-либо встревоженный, вспугнутый, он спархивает на землю. Тут его, царя среди певцов, очень скромного видом, поймала и съела кошка. В нем и мяса-то на один жевок.

Говорят и пишут, что французскому королю Людовику, чревоугоднику, готовили блюдо из соловьиных язычков. Пишут, что ради повышения половой потенции повсеместно истребляется самая грациозная, самая беззащитная из ланей — кабарга, добываемое из ее чрева снадобье, называемое струей, потрафляет похоть сладострастников. Бродягу медведя валят из-за желчи, величайших земных животных — слонов — лупят в грудь из карабинов ради бивней, годных на украшения.

Глядя на коров, жующих солнечно сияющие золотошары, я со скорбью и печалью думаю о всех нас, все время жующих и поглощающих, и о короле Людовике тоже, о соловье, изжеванном кошкой, думаю и вспоминаю из прочитанного о матросах, что в зимнем дворце жрали самогон из хрустальных ваз и, расстегнув брючные ремни, стояли в очередь, чтобы оправиться в малахитовые чаши, украшавшие, точнее, венчавшие дворцовую лестницу, — те чаши делали семьями уральские камнерезы, мастера-кудесники.

Глядя на корову, жующую цветы, явственно слышу новодержавных молодцов со свастиками, беснующихся на пока еще малочисленных сборищах. Они сулятся, что как «придут, то дадут».

Никак до сих пор не могу отделаться от воспоминаний о соловье, изжеванном кошкой. Ей все равно, чего и кого жевать, — она песен не понимает.

Источники:

http://www.stihi.ru/2012/12/21/7796

http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200700305

http://omiliya.org/article/zhuet-skotina-viktor-astafev

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector