Живопись дома на природе и на берегу

0

Живопись дома на природе и на берегу

Вдохновение природой. Как Подмосковные леса и усадьбы оказались на картинах русских художников

Анатолий Минкин

Абрамцево

Многие живописцы XIX века практически жили в усадьбе известного мецената Саввы Мамонтова. Многие использовали местные пейзажи для своих картин. Сегодня это музей-заповедник, расположенный на берегу реки Вори в Сергиево-Посадском муниципальном районе.

Останавливался здесь Василий Поленов. Он стал первым пейзажистом, который писал свои картины с натуры. Кроме знаменитой «Осени в Абрамцеве» с золотым лесом, его первая картина «Река Воря» не так известна. Глубокая и темная река, обрамленная хвойными лесами по берегам не может оставить никого равнодушным.

Источник фото: Wikimedia

Сегодня Воря все также окружена густой зеленью, около которой можно сделать несколько красивых снимков. Поленов часто приезжал в Абрамцево, но большую часть времени он проводил в другом районе Подмосковья. Об этом ниже.

Источник фото: телеканал «360»

Недалеко от усадьбы Абрамцево находится деревня Ахтырка. Многие художники снимали там дома на лето. Недалеко жили Мамонтовы, где всегда можно найти коллег для общения. Одним из художников, который часто приезжал в Ахтырку поработать был Виктор Васнецов. В 1881 году именно там он нарисовал свою знаменитую картину «Аленушка».

Источник фото: Wikimedia

Существует две легенды о появлении этой картины. Первая, что реальным прототипом героини является девушка, которую художник случайно встретил на улице, а вторая то, что «Аленушкой» стала дочь Саввы Мамонтова Вера. Ее настоящий портрет тоже известен всем — это «Девочка с персиками» с картины Валентина Серова. Но если с самой героиней все ясно не до конца, то водоем, около которого героиня тоскует о пропавшем брате известен точно. Это Ахтырский пруд. Правда камень, на котором сидит Аленушка вряд ли сохранился.

Жуковка

Художник Василий Поленов тесно связан с поселком Болшево, который сегодня входит в городской округ Королев. Родственники его супруги Натальи предоставили им на несколько лет усадьбу для летнего отдыха недалеко от сел Городище и Болшево. Известность эта усадьба получила под названием Жуковка. Стоящая на берегу Клязьмы с нее открывался живописный вид на окрестности. Художник даже нарисовал пейзаж, который так и назвал «Река Клязьма. Жуковка».

Источник фото: Wikimedia

Сегодня по берегам уже выросли целые города, а на месте старого пня уже выросли новые деревья.

Источник фото: РИА Новости / Наталья Селиверстова

Сюда же Поленов приглашал своего ученика Константина Коровина. Летом 1888 года молодой живописец написал картину «В лодке». На холсте молодой мастер изобразил себя и свояченицу своего учителя Марию Якунчикову.

Источник фото: Wikimedia

Увлеченный одноименной картиной импрессиониста Клода Моне он почти полностью повторил его манеру.

Одной из главных работ Коровина в то время стала картина «За чайным столом». Он нарисовал ее в той же Жуковке. Там можно разглядеть супругу Василия Поленова, а рядом с ней уже знакомую по прошлой картине Марию Якунчикову.

Источник фото: Wikimedia

Через несколько лет по совету врачей она переберется в Европу и будет приезжать в Россию только летом.

Но в именно в Париже она стала одним из ведущих художников своего времени. Одной из ее лучших работ была картина «Из окна старого дома. Введенское». Рисовала она вид из усадьбы под Одинцовом по памяти.

Источник фото: Wikimedia Источник фото: Wikimedia

Одинцово

Территория современного Одинцовского городского округа было любимым местом отдыха Исаака Левитана. Здесь он нарисовал целый цикл картин. Одна из них, «Саввинская слобода под Звенигородом» полностью отражает настроение художника.

Читать еще:  Как правильно формировать сливу

Источник фото: телеканал «360»

Это село до сих пор существует и входит в сельское поселение Ершовское. Изначально там стоял монастырь, вокруг которого после нарастали дома. На картине Левитана показана ранняя весна.

Источник фото: Wikimedia

Пробуждающиеся ото сна деревья в прозрачном воздухе. В Саввинской слободе он провел почти три года и почти в каждой его картине в последующих периодах можно увидеть отпечатки, того времени.

Мытищи

Один из основателей движения художников-передвижников Василий Перов однажды подвел работников Мытищинской городской управы, которые заказали ему картину. В то время именно Мытищинская вода считалась самой вкусной, а чаепитие в этом подмосковном месте было очень популярным. Так появилась картина «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы».

Источник фото: Wikimedia

В подмосковном саду сидит священник, который пьет чай, а перед ним солдат-инвалид и мальчик-поводырь.

Источник фото: YouTube

Из-за достаточно жесткого сюжета городские чиновники отказались принимать эту картину.

Сейчас же чайник в городе стоит как символ гостеприимства. Необычный памятник повторяет форму чайника, который был изображен на картине Перова.

Художник-самоучка пишет реалистичные пейзажи русской природы, которые напоминают картины великого Шишкина

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что может быть ближе и милее человеку, нежели обворожительные уголки природы родного края. И где бы мы не были, на подсознательном уровне стремимся к ним всей своей душой. Видимо поэтому пейзажи в творчестве живописцев так сильно берут за живое почти каждого зрителя. И поэтому так восхитительны работы Сергея Басова, пропустившего через художественное видение, одухотворившего и пропитавшего лирикой каждый квадратный сантиметр своего творения.

Немного о художнике

Сергей Басов (1964 г.р.) родом из города Йошкар-Ола. В детстве был очень увлеченным и любознательным ребенком, мечтавшим стать летчиком и превосходно рисовавшим, при том не только самолеты. А когда вырос, сделал выбор в пользу авиации – окончил Казанский Авиационный институт. Но не судьба была летать Сергею – подкачало здоровье, и медкомиссия категорически наложила свое вето.

И тогда Басову пришлось согласиться на должность авиационного инженера. А в свободное время начал серьезно заниматься живописью. Но невзирая на превосходный природный талант, будущему художнику немного не хватало академических знаний и профессиональных навыков в мастерстве.

И однажды он решил кардинально изменить свою судьбу: с карьерой инженера Сергей покончил и подал документы в Чебоксарский «худграф». Однако представители приемной комиссии, хотя и признали неординарный художественный дар у абитуриента Басова, документы его не приняли. Аргумент при этом выдвинули весьма веский по тем временам: «Принимаем только выпускников художественных училищ». И начинающему художнику ничего не оставалось как самостоятельно осваивать и азы живописи, и академическую ее часть, и познавать тайны живописного мастерства через работы великих гениев 19 века.

Так вот по жизни и случилось, что остался он самоучкой, как говорили в старину – «самородком», имеющим художественный дар воистину от Бога. А таким мастерам, чего греха таить, на Руси во все века сложно приходилось. Вот и Сергея не сильно судьба баловала. Так, на протяжении 90-х пришлось Басову сотрудничать лишь с галереями Казани, так как московские ни в какую не хотели иметь дел с мастером, не имевшем образования и прославленного имени.

Но, как говорится – вода камень точит, и мало-помалу покорилась талантливому живописцу и столица. С 1998 года полотна Сергея начали появляться в международных московских салонах. И заказы от зарубежных любителей и ценителей живописи не заставили себя долго ждать. А затем и слава пришла к художнику, и мировое признание.

Читать еще:  В каком возрасте несутся куры несушки

Лирика и гиперреализм в творчестве художника-самоучки

Мало кого оставляют равнодушными величественные исконно русские уголки природы, застывшие во времени на полотнах художника. А в основу каждой работы, фундаментом закладывает Басов традиционную классику пейзажной живописи 19 столетия. А от себя добавляет больше солнечного света и гармоничного сочетания цветовой гаммы в воздушном пространстве, а также тихой радости, возникающей от созерцания и восприятия необыкновенной красоты величавой русской природы.

На протяжении последних двадцатити лет Сергей Басов был участником многочисленных коллективных и персональных экспозиций. Он – член Международного Художественного Фонда и Профессионального Союза Художников. И уже никто не ставит в укор мастеру то, что он самоучка и художник без славного имени.

У многих зрителей работы мастера ассоциируются с работами известнейшего пейзажиста Ивана Шишкина. Сам же Сергей рассказывая о себе говорит: «Я – мариец, родился в Йошкар-Оле, а детство провел у бабушки в деревне. Там множество озер с отвесными, под 30-50 метров берегами. Наши озера можно писать в любое время суток, и они всегда будут новыми. В природе всегда так: она и постоянна, и мгновенно изменчива. Мне нравится в ней и что-то едва заметное, и что-то эпическое…».

Живописец каждое свое полотно будто одухотворил и воспел в нем необыкновенную силу природной стихии. Внимательно всмотревшись в изображение и прислушавшись к своим ощущениям, можно даже заметить как на ветру дрожат листья, услышать свист сверчка и стрекот кузнечика, всплеск реки, а обонянием уловить тончайший хвойный запах соснового бора.

Его живопись в полной мере можно назвать поэтической, где художник вдохновенно и с большой любовью пропитал тонким лиризмом каждое деревцо, каждую травинку, подчинив гармоничному звучанию всю картину.

Но больше всего восхищает гиперреалистическая манера письма живописца. Скрупулезно прописанные детали восхищают даже искушенного зрителя. А еще художник на своих картинах мастерски отражает все времена года и все времена суток, отмечая все нюансы, связанные с изменением в природном циклическом времени.

Дачная романтика: Картины русских художников-классиков, после которых хочется уехать из города

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В понятии русского человека дача это было нечто большее, нежели простой загородный дом с фруктовым садом и грядками. Дача — это прежде всего летний зной, романтические вечера, умиротворенное настроение. И конечно же размеренное утро под трели птиц, неспешный день с прогулкой в лес или на реку, вечерняя зорька и яркие отблески пламени костров.

И все это, начиная с момента первого скрипа калитки и запаха молодой травы цветущей весной, до висячего замка на двери дачного домика и прощального шороха осенних листьев под ногами.

«Около дачи». (1894). Иван Иванович Шишкин

Иван Шишкин был гениальным пейзажистом и очень любил природу. Его все пейзажи написаны так реалистично и гармонично, что «слышится» как «шелестит» каждый листок на дереве и каждая травинка под ногами. Полотно «Около дачи» – не исключение. Работа как бы пронизана светом и воздухом. А девушка, сидящая на лавочке в глубине композиции, отложила книгу и в задумчивости слушает шум вековых деревьев и пение птиц. Мягкие солнечные тени и отсутствие темных пятен дают почувствовать прохладу листвы в жаркий полдень.

«На террасе» (1906). Борис Кустодиев.

Полотно «На террасе» можно расценивать как семейный портрет в дачном интерьере и одно из самых умиротворенных произведений Бориса Кустодиева. Цветовая гамма картины светлая и мягкая, как и сам теплый вечер, а ее особая тонкая чувственность и гармония выражает любовь к своим родным, к домашнему очагу. На полотне изображены жена художника, дети, сестра с ее мужем и няня, распивающие чай во дворе усадьбы.

Читать еще:  Как варить варенье из айвы дольками

Деревянный домик с мастерской на Волге живописец назвал «Терем» и проводил здесь со своими домочадцами каждое лето.

«За чайным столом». (1888). Константин Коровин.

А Константин Коровин, как-то заглянув на чай в усадьбу к супругам Поленовым, с которыми был дружен, написал полотно «За чайным столом». Василий Поленов был гостеприимным хозяином и любил принимать гостей на даче. На картине Коровина видим чайный стол на террасе и большой медный самовар, за которым в разное время собирались Нестеров, Серов, Остроухов.

«На Академической даче. 1898). Илья Репин

Два века студенты Петербургской Академии художеств писали этюды с лесными и болотными пейзажами на полянах в окрестностях Вышнего Волочка, где находилась академическая дача. «Лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли».

На картине Ильи Репина видим выстроенные в ряд мольберты, за которыми работают студенты. Долгое время преподавателями на этой даче были Куинджи и Верещагин.

«Окно на даче». (1915). Шагал Марк Захарович

Летом 1915 года, поженившись, Марк Шагал и Белла Розенфельд жили на даче под Витебском. Это время было счастливейшим для молодоженов. Под впечатлением художник напишет незамысловатое, но такое теплое полотно «Окно на даче», где видим окошко с откинутой занавеской с видом на березовую рощу. А перед ним – сидящих себя и Беллу.

Любуясь вечерним пейзажем из окна, влюбленная пара как бы является связующим звеном между зрителем и окружающим миром, находящимся за окном. Во всей картине Шагала чувствуется душевное тепло, гармония и любовь.

«Кукольное представление на дачах». Владимир Маковский

Стоит еще отметить как интересна была общественная жизнь на дачах. С домашними театрами, с массовыми гуляньями на закате по еще теплым аллеям, с рыбной ловлей, купаниями, самоварами, пирогами, парным молоком. На картине Владимира Маковского «Кукольное представление на дачах» мы видим как развлекалось дачное население на досуге.

«На даче в сумерки». (1890-е). Исаак Левитан.

Полотно Исаака Левитана, дачников всех объединяющее. Ни с чем не сравнимо ощущение сумерок на дачах, когда усадьбы погружаются во мрак и лишь в окнах или на террасах загораются теплые огоньки или же пламя костров, и отовсюду слышны тихие разговоры стрекотание цикад, легкий шелест ветерка. Одним словом, весь воздух пропитан дачной романтикой и умиротворяющей тишиной. Видимо поэтому ездят люди из века в век на дачи, чтобы послушать тишину и насладиться единением с природой.

«Дача» — древнее русское слово, произошедшее от глагола «давать» («дати»). Также употреблялось в значении «дар», «подарок», «пожалование». В 17 столетии слово «дача» встречается в исторических документах как обозначение земельного участка, полученного от государства.

Во второй половине 18 века слово «дача» употребляется для обозначения загородного дома или небольшой усадьбы, расположенной в пригороде. И что интересно «дача» — типичное русское слово, дословно не переводится на другие языки и стало культом в наши дни.

Сейчас «дачная идея» охватила практически все слои городского населения. На приусадебных участках разбивают сады и огороды, на которых выращивают всего понемногу. И делается это в основном ради чистого удовольствия, чтобы покопаться в земле, да полакомиться своими первыми огурчиками и клубникой.

Русская душа всегда стремилась к единению с природой, поэтому мастера кисти во все времена с трепетной любовью обращались к весенним мотивам, где изображали таинство пробуждения всего живого.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://360tv.ru/news/leto/kak-podmoskovnye-lesa-i-usadby-okazalis-na-kartinah-russkih-hudozhnikov/

http://kulturologia.ru/blogs/231218/41693/

http://kulturologia.ru/blogs/180318/38215/

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о