В чем сходство и различие роста и развития

0

В чем сходство и различие роста и развития

Различия между ростом и развитием в биологии 2020

Рост против развития в биологии

«Рост» и «развитие» – это, вероятно, два термина, которые нас больше всего смутили в школьные годы. Мы всегда думали, что рост и развитие были связаны, пока наш учитель биологии не разобрался со всеми неправильными представлениями. «Рост» и «развитие» – это два термина, которые могут быть связаны в нескольких разных областях. Но в этой статье мы поговорим о различиях между ростом и развитием в области биологии.

В области биологии рост и развитие означают изменения в конкретном организме в разных аспектах. «Рост» просто означает «увеличение размера и массы определенного организма в течение определенного периода времени», тогда как «развитие» – более широкий предмет. «Развитие» определяется как «процесс, в котором конкретный организм превращается из одиночной клетки в более сложный многоклеточный организм». Рост связан только с тем, насколько велика или массивна организм; в то время как развитие может охватывать структуры, функции, способности и т. д. Мы можем сказать, что когда организм растет, он также проходит процесс развития, но только с точки зрения увеличения его размера и массы.

Рост можно измерить с точки зрения биомассы. «Биомасса» представляет собой «массу органического материала», но исключает содержание воды. Организм подвергается росту через деление митотических клеток. При митозе наблюдается увеличение размера клеток. Клетки организма также проходят процесс дифференцировки, в котором они могут выполнять свою специфическую функцию. Однако, когда клетка поглощается водой и показывает увеличение размера путем расширения, это не считается ростом. Когда клетка уже имеет свой сухой вес, она не увеличила ее размер и массу.

Независимо от того, насколько малы организм, все они растут с учетом периода времени. Обычно картина роста организмов сначала медленная, а затем быстро. Но по мере роста организма рост становится отрицательным. Замена клеток не часто происходит; клетки умирают и распадаются. Во время полового созревания люди проходят быстрый период роста. Гены также влияют на рост организма. У людей, если ваша семейная линия состоит из высоких людей, скорее всего, вы также высоки. В случае растений их рост зависит от воды и света, которые они получают. У нас также есть то, что мы называем «тропизмом» и гравитропизмом, в котором растения растут в зависимости от направления света и силы тяжести.

Теперь перейдем к пониманию «развития» в области биологии. В биологии развитие больше заботится о трансформации организма. Из одной клетки организм может превратиться в многоклеточный организм. Уникальные структуры организма, такие как его дыхательная система, могут полностью развиваться, пока они не смогут выполнять свою функцию, которая является дыханием. Организм состоит из нескольких структур, которые развиваются по согласованию с каждой структурой. В течение определенного периода времени, подобно росту, организм ожидает, что его клетки будут развиваться.

Читать еще:  Если листья на деревьях долго не желтеют

Мы не совсем уверены, станет ли конкретная клетка красной кровью, клеткой печени или клеткой мозга. Развитие предполагает дифференциацию клеток. В течение определенного периода времени эти ячейки могут быть узкоспециализированными и выполнять свои конкретные функции. Каждый организм имеет свою собственную стадию развития. Например, люди могут быть беременными и рожать, когда они достигают стадии полового созревания или взрослой жизни. Особые репродуктивные структуры человека полностью развиваются, когда они достигают этой стадии.

В области биологии «рост» и «развитие» означают изменения в конкретном организме в разных аспектах.

«Рост» просто означает «увеличение размера и массы определенного организма в течение определенного периода времени».

«Развитие» определяется как «процесс, в котором конкретный организм превращается из одинокой клетки в более сложный многоклеточный организм».

Понятие роста и развитие

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.

Процесс развития протекает скачкообразно. Разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и качественным изменениям

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции.

Развитие включает в себя три основных фактора:

· формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм.)

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития , отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т.е., количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и их количества.

В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других /мышцы, нервная ткань/ преобладают процесс увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма – это повышение в нём общего количестве белка и увеличение размеров костей.

Читать еще:  Блинчики с кабачков с сыром и чесноком

Ростэто количественные изменения в организме, которые имеют меру измерения (кг, м ,см)

Развитиеэто качественные изменения в организме, которые не имеют меры измерения (оцениваются или измеряются) относительно той группы в которой находится ребенок).

Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных физиологических преобразований.

Рост или развитие, есть ли разница?

Популярность призывов к личностному росту или развитию личности достигли уровня рекламы известных стиральных порошков: ах, вы еще не развиваетесь?! – тогда мы идем к вам!

А что входит в понятия личностный рост или развитие личности? Есть ли между ними разница?

Известный голландский психотерапевт Б. Ливехуд дал стройные описания понятий «изменение», «рост» и «развитие».

ИЗМЕНЕНИЕ означает движение, или отсутствие застоя. Первым на ум приходит «броуновское движение» из школьного урока по физике.

РОСТ – это систематическое изменение определенного фактора внутри системы. Рост бывает в отношении количества, объема, веса. Например, мы растем биологически, или набираем знания и умения.

РАЗВИТИЕ означает структурные изменения во всей системе в целом; близким по смыслу может быть понятие СОЗРЕВАНИЕ, или, диалектически: количество переходит в качество посредством скачка на другой уровень. Наверное, лучшим примером может служить превращение кокона в бабочку.

Интересно, как эти понятия взаимосвязаны: изменение остается хаотичным, пока не наметит определенное направление, наметило, куда – и вот, оно уже перешло в рост чего-то конкретного. Рост разных конкретных составляющих в системе продолжается до созревания, скачка в новое качество всей системы в целом – и вот уже произошло развитие.

Возьмем для примера освоение профессии. Сначала мы изучаем разные предметы в школе, один урок сменяет другой, пока мы не осознаем интерес в конкретной области (или этот интерес кто-то извне направляет, неважно). Сконцентрировавшись в одном направлении, мы набираем знания, потом навыки – и вот наш профессиональный рост.

Если ИЗМЕНЕНИЕ похоже на поисковую деятельность – «что бы такого еще попробовать», то РОСТ – это уже целенаправленная деятельность, она направляется как нами лично, нашими желаниями и мечтами, так и извне – чьими-то указаниями, «пинками» или навязанным мнением, правилом. Главное здесь – систематический рост.

А что же РАЗВИТИЕ? Интереснее всего, что качественный скачок всей системы в целом происходит независимо от наших целей или желаний. Знает ли гусеница, заворачиваясь в кокон, что она превратится в бабочку, или у нее были другие планы? Возможно, именно поэтому многие боятся, как изменений, так и роста? Ведь никогда не знаешь, во что это выльется на самом деле?

Читать еще:  Как называется цвет черешни

Когда мы нацеливаемся на РОСТ, то есть сознательно ставим перед собой задачи по увеличению количества знаний и разнообразных навыков, мы, на самом деле, получаем гораздо больше того, на что нацеливаемся. Это как выработка руды: извлекаем то, что считаем полезным, а остальное поначалу считаем отходами, побочным продуктом, но эти побочные продукты также оседают в нашей памяти и могут оказаться полезными в других, неожиданных для нас самих ситуациях.

Что, если, смешивая, понятия изменения, роста и развития, мы получаем смысловую разобщенность в своем внутреннем мире, «слипание» разных психических содержаний, которые соответствуют стадиям изменения и роста? То есть, изменения, поиски всегда присутствуют в жизни, но часто они не переходят в рост, так как не имеют направления или цели.

А если смешиваются или слипаются понятия роста и развития, то не ставим ли мы нереалистичные задачи в области развития, вместо того, чтобы сосредоточиться на росте?

Как следует сосредоточиться на поиске направлений роста? С самого детства вокруг нас много желающих нас направить, но что, если мы сами задумаемся и выберем свои направления, по нашим желаниям и интересам, а не навязываемым стереотипам жизни?

А вот как раз по поводу РАЗВИТИЯ можно и не беспокоиться – оно произойдет неизбежно в результате РОСТА отдельных составляющих, и независимо от наших желаний, да еще может случиться в той области жизни, о которой мы сначала и не догадывались. Иначе, какой же это диалектический (или квантовый?) скачок перехода количества в качество?

«В области психического постоянно возникают, как выражается Юнг, такие «закладки», зародыши будущего, значение которых может обнаружиться в очень отдаленной перспективе – в неожиданных для самого человека его творениях и поступках» (Л.И. Анцыферова).

Таким образом, сознательно планировать мы можем только РОСТ, а РАЗВИТИЕ происходит без нашего сознательного участия.

Но тогда можно сделать еще один важный вывод: не стоит ограничивать свои планы исключительно «полезной деятельностью». «Полезной» в том смысле, что мы точно можем просчитать выгоду или отдачу. Стоит обращать внимание и на те направления, которые сейчас кажутся бесполезными, как излишняя роскошь или блажь, просто душа просит! Мы не уверены, для чего это нам надо, да и близкие ворчат: глупостями занимаешься.

Не отказывайтесь! Ведь развитие происходит независимо от нас, или не происходит. Можем ли мы просчитать, в какие картины нашей будущей жизни сложатся все растущие кусочки системы? Мы не можем повторить чужой опыт, но мы можем проявиться индивидуально, и каждый по-своему!

Если у вас были примеры, когда вам в жизни неожиданно пригодился именно тот, казавшийся в прошлом бесполезным, навык, поделитесь в комментариях!

Источники:

http://ru.esdifferent.com/differences-between-growth-and-development-in-biology

http://studopedia.ru/1_91743_ponyatie-rosta-i-razvitie.html

http://www.b17.ru/article/grow_or_develop/

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о