Где можно встретить представителей мохообразных и папоротникообразных

Папоротникообразные растения. Признаки, строение, классификация и значение

Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период.

Предками считают ринофитов, но папоротникообразные растения в процессе эволюции приобрели более сложную систему строения (появились листья, корневая система).

Признаки папоротникообразных

Для папоротникообразных характерны следующие признаки:

Разнообразие форм, жизненных циклов, системы строения. Насчитывается три сотни родов и примерно 10 тыс. видов растений (самые многочисленные из споровых).

Высокая устойчивость к переменам климата, влажности, образование огромного количества спор – причины, которые привели к расселению папоротникообразных по всей планете. Встречаются в нижних ярусах леса, на скалистой поверхности, возле болот, рек, озер, разрастаются на стенах заброшенных домов и в сельской местности. Самые благоприятные условия для папоротниковых растений – это наличие влаги и тепла, поэтому наибольшее разнообразие можно встретить в тропиках и субтропиках.

Всем папоротникообразным для оплодотворения нужна вода. Они проходят два периода в жизненном цикле:

  • Продолжительный бесполовой (спорофит);
  • короткий половой (гаметофит).

Когда спора попадает на влажную поверхность, сразу активируется процесс прорастания, наступает половая фаза. Гаметофит крепится к земле с помощью ризоидов (образования похожие на корни, нужны для питания и прикрепления к субстрату) и начинает самостоятельный рост. Новообразовавшееся росток формирует мужские и женские половые органы (антеридии, архегонии), в них идет образование гамет (сперматозоидов и яйцеклеток), которые сливаются и дают жизнь новому растению.

Во время раскрытия спорангии (место созревания споровых клеток) высыпается множество спор, но выживает только их часть, ведь для дальнейшего роста нужна влажная среда и теневая местность.

Вьющиеся по земле папоротники могут размножаться вегетативно, листья, соприкасаясь с почвой, при достаточной влажности дают новые ростки.

Папоротникообразные растения

Стебли папоротниковых имеют множество разнообразных форм, но уступают по размерам листве. Когда стебель на верхушке несет листья, его называют стволом, он снабжен ветвящимся корнем, который придает устойчивости древовидным папоротникам. Вьющиеся стебли называют корневищем, могут простилаться на значительные расстояния.

Папоротники никогда не цветут. В давние времена, когда люди не знали о споровом размножении, существовали легенды о цветке папоротника, который обладал магическими свойствами, кто найдет его, тот обретет неведомую силу.

Прогрессивные черты в строении папоротникообразных

Появились корни, они придаточные, то есть первоначальный корень в дальнейшем не функционирует. Заменяется на корни, проросшие из стебля.

Листья еще не имеют типичного строения, это совокупность ветвей расположенных в одной плоскости под названием вайя. В них находится хлорофилл, за счет которого происходит фотосинтез. Вайи также служат для размножения, на обратной стороне листа находятся спорангии, после их дозревания, происходит раскрытие и высыпание спор.

Читать еще:  Как избавиться от камыша и тростника

Взрослые папоротникообразные – диплоидные организмы.

Классификация Папоротникообразных по классам

Настоящие папоротники – самый многочисленный класс. Представитель щитовник мужской – многолетнее растение, достигает высоты до 1 м. Корневище толстое, короткое, укрыто чешуйками, на нем расположены листья. Растет на влажной почве в смешанных и хвойных лесах. Орляк обыкновенный обитает в сосновых лесах, достигает больших размеров. Быстро размножается, хорошо приживается, поэтому может занимать значительные территории, если использовать его в парках или садах.

Щитовник мужской

Хвощевидные – травянистые папоротники, растут от нескольких сантиметров до 12 метров (хвощ гигантский), при этом диаметр стебля около 3см, поэтому чтобы развиваться их необходимо использовать другие деревья как опору. Листва видоизменена до чешуй, стебель равномерно разделен узелками на междуузелковые участки. Корневая система представлена придаточными корнями, в почве также находится часть корневища, которое может формировать клубни (органы вегетативного размножения).

Мараттиевые – относятся к древним видам растений, которые населяли нашу планету в Каменноугольный период. Присутствует стебель, до середины погруженный в почву, корни придаточные. Сейчас они постепенно отмирают, встречаются только в тропических поясах. Обладают огромными двухъярусными листьями, до 6 метров длиной.

Ужовниковые – наземные травянистые растения до 20см в высоту (есть исключения, которые достигают 1,5м длинны). Представители имеют толстый корень, не дающий ответвлений. Корневище, например, у гроздовника полулунного короткое, не разветвляется, а у червеколосника — вьющееся, распространяется по земле.

Гроздовник полулунный

Сальвиниевые – водные папоротниковые растения (населяют водоемы Африки, южной Европы), которые имеют корень для крепления к сильно увлажненной почве. Они разноспоровые, отдельно развиваются мужские и женские гаметофиты. После дозревания взрослая особь отмирает, а сорусы опускаются на дно, из которых весной выйдут споры и поднимутся с глубины на поверхность воды, где происходит оплодотворение. Используются, как растения для аквариумов.

Сальвиниевые

Значение папоротникообразных растений

Остатки папоротников дали залежи полезных ископаемых: каменного угля, который широко используется в промышленности (как топливо, химическое сырье). Некоторые виды вносят как удобрение.

Применяются для изготовления лекарственных препаратов (антипаразитарных, противовоспалительных). Споры входят в состав оболочек капсул.

Папоротники — это еда и дом для низших животных. Выделяют кислород в процессе фотосинтеза.

Красота растений привлекает ландшафтных дизайнеров, поэтому их выращивают как декорации. Некоторые виды можно использовать в пищу (листву орляка).

Биология 7-8 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Часть 1

На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.

  1. Почка – это:
    • а) зачаточный стебель;
    • б) видоизменённый лист;
    • в) зачаточный побег;
    • г) видоизменённый цветок.
  2. Для того чтобы под действием корневого давления происходило движение ксилемного сока, необходимо:
    • а) достаточное содержание в почве минеральных солей;
    • б) достаточное содержание в почве воды;
    • в) живые клетки корня;
    • г) всё перечисленное выше.
  3. Покрытосеменные растения объединяют в семейства на основе:
    • а) внутреннего строения стебля;
    • б) строения корневой системы;
    • в) жилкования листьев;
    • г) строения цветка и плода.
  4. Покрытосеменные растения, в отличие от голосеменных, имеют:
    • а) половой способ размножения;
    • б) клеточное строение;
    • в) корни и побеги;
    • г) цветок и плод с семенами.
  5. Межклетники губчатой ткани листа заполнены:
    • а) водой;
    • б) воздухом;
    • в) воздухом и парами воды;
    • г) углекислым газом и парами воды.
  6. К двудомным растениям относится:
    • а) папоротник-орляк;
    • б) сосна;
    • в) яблоня;
    • г) облепиха.
  7. Грибы имеют более высокую организацию по сравнению с бактериями, так как обладают:
    • а) способностью к обмену веществ и энергией;
    • б) клеточным строением;
    • в) ядром и митохондриями;
    • г) способностью вступать в симбиоз с растениями.
  8. В состав древесины не входят:
    • а) трахеи;
    • б) ситовидные трубки;
    • в) волокна;
    • г) трахеиды.
  9. Физиологический процесс испарения воды растением называется:
    • а) диффузия;
    • б) транспирация;
    • в) осмос;
    • г) нижний концевой двигатель.
  10. Из перечисленных сухой многосемянной плод – это:
    • а) листовка;
    • б) крылатка;
    • в) семянка;
    • г) орех.
  11. Кольчатые черви отличаются от круглых червей наличием:
    • а) выделительной системы;
    • б) нервной системы;
    • в) пищеварительной системы;
    • г) кровеносной системы.
  12. К насекомым с неполным превращением относятся:
    • а) прямокрылые, двукрылые;
    • б) стрекозы, равнокрылые;
    • в) перепончатокрылые, чешуекрылые;
    • г) перепончатокрылые, равнокрылые.
  13. Ленточные черви отличаются от круглых червей отсутствием:
    • а) нервной системы;
    • б) продольных мышц;
    • в) кутикулы;
    • г) пищеварительной системы.
  14. Рабочие пчёлы являются:
    • а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
    • б) самками, развившимися из неоплодотворённых яиц;
    • в) самками, у которых не развиты половые железы;
    • г) молодыми самками, способными отложить яйца на следующий год.
  15. У кого из перечисленных животных отсутствует личиночная стадия развития?
    • а) минога;
    • б) окунь;
    • в) аксолотль;
    • г) прыткая ящерица.
  16. Какое из образований по происхождению не связано с волосяным покровом?
    • а) китовый ус;
    • б) рог носорога;
    • в) чешуя панголина;
    • г) вибриссы кошки.
  17. Из каких костей состоит грудная клетка у бесхвостых амфибий?
    • а) только из рёбер;
    • б) только из рёбер и грудины;
    • в) из рёбер, грудины и туловищных позвонков;
    • г) грудной клетки нет.
  18. Грудина отсутствует у:
    • а) травяной лягушки;
    • б) прыткой ящерицы;
    • в) речного окуня;
    • г) утконоса.
  19. Один круг кровообращения имеется у:
    • а) трески;
    • б) гребёнчатого тритона;
    • в) нильского крокодила;
    • г) стегоцефалов.
  20. К млекопитающим Голарктической зоогеографической области относятся виды:
    • а) утконос, волк, сурок, косуля;
    • б) бобр, бизон, рысь, сайгак;
    • в) лемминг, верблюд, горностай, кошачий лемур;
    • г) суслик, лось, ягуар, выхухоль.
Читать еще:  Как обработать лук на хранение

Часть 2

Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 0 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет укажите в соответствующей графе матрицы знаком «Х».

  1. Простые листья у:
    • а) томата;
    • б) карагача;
    • в) конопли;
    • г) моркови;
    • д) клевера.
  2. К семейству лилейных относится:
    • а) горох;
    • б) пшеница;
    • в) ромашка;
    • г) гусиный лук;
    • д) рябчик.
  3. Многосемянной плод у:
    • а) кукурузы;
    • б) рябины;
    • в) хлопчатника;
    • г) малины;
    • д) пшеницы.
  4. Возникновение «птичьих базаров» связано с тем, что:
    • а) не хватает удобных мест для устройства гнёзд;
    • б) гнездящиеся здесь птицы всегда охотятся большими стаями;
    • в) птенцам легче выжить, так как возвращающиеся с добычей взрослые птицы
    • кормят не только своих птенцов, а всех подряд;
    • г) в таких скоплениях температура среды всегда выше, поэтому меньше энергии тратится на обогрев птенцов;
    • д) коллективная защита птенцов от хищников более эффективна.
  5. У представителей класса рептилий сердце по своему строению может быть:
    • а) двухкамерным;
    • б) трёхкамерным;
    • в) трёхкамерным с неполной перегородкой в желудочке;
    • г) четырёхкамерным с отверстием в перегородке между желудочками;
    • д) четырёхкамерным.

Часть 3

Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в лист ответов.

  1. Эфемеры – травянистые многолетние растения с коротким периодом вегетации.
  2. Гелиофиты являются экологической группой растений, существующей в условиях избытка солнечного света.
  3. В пресных водоёмах можно встретить представителей мохообразных, папоротникообразных и голосеменных растений.
  4. Все хвойные и пальмы – вечнозелёные растения.
  5. У семенных растений отсутствуют жгутиковые клетки.
  6. Микронуклеус инфузорий является диплоидным ядром.
  7. Скаты и акулы являются исключительно морскими рыбами.
  8. Металлически-синяя окраска перьев птиц обусловлена не наличием пигментов, а их физическим строением.
  9. Конечности насекомых состоят из четырёх отделов.
  10. У хищных птиц при недостатке пищевых ресурсов корм получают главным образом старшие птенцы, в то время как младшие погибают.
Читать еще:  Как определить спелость шиповника

Часть 4

1. Определите, к каким классам относятся изображённые представители членистоногих:

  • А – ракообразные;
  • Б – хелицеровые;
  • В – насекомые;
  • Г – многоножки.

Ответы внесите в матрицу.

2. На рисунках изображены видоизменения побегов. Соотнесите рисунки со списком видоизменений:

1 – луковица; 2 – ус; 3 – корневище; 4 – клубнелуковица; 5 – колючка.

Тема: Мохообразные и папоротникообразные

Самостоятельная работа студентов

Тема: Корневые системы растений. Строение и видоизменения корня.

1.Определение и функции корня.

2.Типы корневых систем и примеры.

3.Роль корневого волоска, его строение, продолжительность жизни.

4.Особенности первичного строения корня.

5.Вторичное строение корня.

6.Какие растения размножаются при помощи корня?

Тема: Побег и стебель

1.Основные элементы побега, типы побегов.

2.Строение и разнообразие почек.

3.Типы ветвления и нарастания побегов.

4.Особенности строения стебля однодольного растения.

5.Особенности строения стебля двудольного растения.

6.Особенности внутреннего строения стебля древесного растения.

7.Передвижение веществ по стеблю.

Тема: Морфология, анатомия и физиология листа

1.Каковы функции листьев?

2.Какие бывают формы листьев, типы жилкования, расчленения?

3.Из каких тканей и клеток построена листовая пластинка?

4.Примеры видоизменения листьев.

5.Сущность и формула фотосинтеза.

6.Сущность и формула дыхания.

8.Влияние факторов окружающей среды на физиологические процессы, протекающие в клетках зеленых листьев.

Тема: Цветки и соцветия

1.Функции цветка и его части.

2.Функции частей цветка.

4.Сущность двойного оплодотворения.

5.Типы моноподиальных и симподиальных соцветий.

Тема: Водоросли, грибы, лишайники

Изучить эколого-морфологические особенности и многообразие видов и отделов низших растений и грибов. Основные сведения внести в таблицу.

Эколого-морфологические особенности и многообразие видов и отделов низших растений и грибов.

1.Общая характеристика низших растений.

2.Каковы формы тела водорослей?

3.Назвать отделы водорослей и их основных представителей.

4.Особенности строения грибов и химического состава клеток.

5.Классы грибов, их основные представители.

6.Охарактеризовать строение лишайников.

7.Роль лишайников как «пионеров» растительного покрова.

8.Значение низших растений в природе и их использование в хозяйственной деятельности человека.

Тема: Мохообразные и папоротникообразные

Изучить эколого-морфологические особенности и многообразие высших споровых растений. Основные сведения внести в таблицу.

Эколого-морфологические особенности и многообразие высших споровых растений

Источники:

Папоротникообразные растения. Признаки, строение, классификация и значение

Биология 7-8 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

http://studopedia.ru/10_155116_tema-mohoobraznie-i-paporotnikoobraznie.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector